ДиаЛюди. Беларусь

Страничка психолога

Confucious on bike

Дорогой друг,

Я хочу, чтобы Вы знали, что жизнь с диабетом типа 1 — это смелое путешествие, и Вы сильнее, чем можете себе представить.

Каждый день может готовить свои трудности, но именно в этих трудностях скрыта возможность роста, устойчивости и несгибаемой надежды.

Для взрослых, живущих с диабетом 1 типа, помните, что Ваша сила проявляется в каждом здоровом выборе, который вы делаете. У Вас есть сила контролировать свое здоровье, и каждый шаг, который Вы предпринимаете для управления своим состоянием приносит здоровое будущее.

Дети с диабетом типа 1 и их родители, Ваша смелость поистине вдохновляет. Родители, Ваша любовь и поддержка бесценны, и Ваши дети учатся на Вашей силе.

Маленькие друзья, пока вы идете по этому пути, всегда помните, что вас не определяет ваше состояние. Вы - чемпионы, способные достичь всего, о чем мечтаете.

Дорогие мамочки сахарных деток, как бы не было порой сложно, старайтесь не забывать о себе. Это тоже ответственность — поддерживать себя. Вернее — это и есть ответственность родителя — жить свою жизнь, поддерживать свою жизненную силу и радость жизни, не бояться, уметь найти поддержку, перезагружаться, быть собой.

Многие из нас неоднократно слышали эти слова стюардесс: «В случае разгерметизации салона кислородную маску нужно сначала надеть на себя, потом — на ребёнка». Эта инструкция уже приобрела статус притчи.

Помоги себе сам, и только тогда станешь способен помочь другому. Надеть маску на ребёнка или соседа ты сможешь только в том случае, если сам не лежишь без сознания.

Верьте в достижения медицинской науки и технологии, которые продолжают делать управление диабетом более простым. Опирайтесь на сообщество людей с диабетом, где вы найдете сочувствие, общие переживания и долговременные дружеские отношения.

Жизнь с диабетом типа 1 — это путешествие, и, как и любое путешествие, оно имеет свои взлеты и падения. Но через все это верьте в упорство Вашего духа и Вашу способность адаптироваться. Каждый восход солнца приносит новые возможности, и с решимостью Вы можете преодолеть любое препятствие. Вы невероятны, и Ваша сила вдохновляет нас всех.

С несгибаемой надеждой и верой!

Болен или здоров: что сказать ребенку?

Автор: Татьяна Загоровская, психолог

Это очень острый вопрос, вызывающий у родителей много эмоций. Действительно, что говорить о диабете ребёнку? Он болен? Он здоров? Как правильно? Скажу, что болен – будет чувствовать себя ущербным и слабым. Скажу, что здоров – не будет следить за сахарами. Знакомые мысли? Что в этот момент важно?

Ваше собственное отношение к диабету ребёнка. Если вам больно, вы переживаете, испытываете спектр чувств от страха за будущее до чувства вины и стыда, то вам будет непросто говорить с ребёнком о его заболевании. В этом случае, разберитесь с собой. Это как в самолёте во время экстренной ситуации: наденьте кислородную маску сначала себе, а потом ребёнку. Иначе вы не сможете ему помочь. Говорить правду. Ребёнок не дурак. Информации вокруг много. Она проникает в сознание без нашего ведома и желания. Диабет – заболевание. И оно требует внимательного отношения и лечения. Если ребенок слышит от вас одно, а потом ему попадается информация о другом, он будет чувствовать себя обманутым, а вас – лжецом. Доверие может быть утеряно. А это важнее для контакта и отношений, которые могут быть фундаментом силы во время болезни, чем миф о собственном здоровье.

Информированность о настоящем положении дел в мире диабета, о современных методах лечения, о скорости развития средств лечения диабета. Знание помогает снизить страх и повысить осознанность действий. Помнить, что именно знание правды даёт возможность увидеть реальность и начать или продолжить лечение, которое необходимо при диабете.

Смотреть прямо на болезнь, видеть её и принимать, делая соответствующие шаги. Пребывание в мифах и фантазиях не помогает конструктивному лечению так же, как запугивание и страх.

Вывод: ребенок подошел к маме и спросил: «Мама, я болею?» Мамин честный и мотивирующий ребёнка на лечение ответ: «Да, дорогой(ая), ты заболел. И на сегодняшний день мы никак не можем это изменить. Но при внимательном отношении к себе и лечении ты сможешь чувствовать себя хорошо столько, сколько захочешь. И заниматься своими любимыми делами. Я тебе в этом помогу».

Читать

Дети с диабетом и арт-терапия в домашних условиях

Автор: Ли Энн Тилл, профессиональный арт-терапевт, живет с сахарным диабетом 1 типа с 1978 года

Искусство для детей — это расширяющий возможности общения язык, потому что это тот язык, на котором они свободно говорят. Чем младше ребенок, тем меньше точных слов он может подобрать, чтобы описать то, как он себя чувствует по отношению к чему-либо, но через искусство дети могут выразить все, что угодно.

Какое отношение мелки и клей имеют к проверкам глюкозы крови, инъекциям инсулина и подсчетам углеводов? Для семей, живущих бок о бок с сахарным диабетом, даже большее, чем вы можете себе представить! Когда вы воспитываете ребенка с диабетом, быть человеком, решающим все проблемы, жизненно важно для поддержания его здоровья. И решение проблем требует творческого подхода.

Вы изучаете ряд обстоятельств, выявляете и анализируете возможные ответные реакции, принимаете меры — делаете то, что люди, управляющие диабетом, делают бесчисленное количество раз в течение дня, каждый день. Чтобы найти решение проблем, семьям, живущим с диабетом, часто приходится думать, выходя за рамки привычного: идет ли речь о запихивании в чемодан для недельного отпуска диабетических припасов, которых хватит и на две недели (просто на всякий случай!); или о том, куда прикрепить к костюму на Хэллоуин помпу; о том, как реагировать на некорректные высказывания окружающих людей; или же как помочь ребенку с эмоциональным выгоранием. Чем чаще вы будете творчески подходить к решению проблем, тем лучше вы сможете справляться с возникающими проблемами. Позвольте искусству укрепить ваш творческий потенциал.

Диабет обычно ассоциируется с печалью и разочарованием («я устал от диабета, и я устал пытаться»), беспокойством («мой ребенок каждый день ходит к медсестре, жалуясь на больной животик и то, что он хочет домой, но у него ничего не болит!»), семейными проблемами («управление диабетом нашего ребенка всегда ложится на меня!») и проблемами социальными («мам, она сказала, что я не могу прийти к ней на вечеринку и остаться на ночь, потому что у меня диабет!»). Когда возникают подобные вопросы, диабет может обременять еще больше, поскольку в дополнение к физическому здоровью добавляются также те аспекты нашей жизни, которые способствуют общему качеству жизни, социальным отношениям, в том числе в школе, на работе, чувству собственного достоинства и самоэффективности, и, что еще более важно, осознанию того, кто мы есть и какое место диабет занимает в нашей жизни. Когда вы сталкиваетесь со всеми этими трудностями, связанными с сахарным диабетом, для вашей семьи, будущего физического и эмоционального здоровья вашего ребенка может оказаться полезным рассмотреть вопрос профессиональной поддержки.

Арт-терапия – это конструктивный, интересный, эффективный, веселый и семейный вариант. Она сочетает в себе творческое, визуальное выражение и психотерапию, помогает людям выражать и исследовать свои мысли, чувства и опыт. Арт-терапия основана на убеждении, что художественное самовыражение исцеляет, а размышление о своих творениях может способствовать творческому подходу к решению проблем. Арт-терапевты обучены тому, чтобы помочь вам определить проблемы и направить вас на поиск решений через вспомогательное творческое самовыражение и вдумчивое обсуждение. О многих проблемах и эмоциях, которые приходят вместе с диабетом, трудно говорить, и искусство как раз может стать прекрасным инструментом для выражения чувств и идей, которые трудно выразить словами.

Дети легко могут быть вовлечены в арт-терапию, но даже тем родителям, которые считают, что «арт-терапия не для них», она может принести большую пользу. Волшебство арт-терапии состоит в том, что она не требует таланта — только готовности подходить к решению задач с другой точки зрения. И даже без помощи арт-терапевта вы можете пожинать плоды арт-терапии.

Очистите стол, выложите на него материалы для рисования или коллажа, краски, диабетические приспособления – все то, что привнесет веселье в происходящее. Приступайте к работе всей семьей, как если бы вы собрались за столом в обеденное время. Семейное искусство — это особое время для создания воспоминаний и общения. Поиграйте с художественными материалами, используя их, расскажите историю так же, как и ваши дети, говорите с ними на языке искусства и, самое главное, получайте удовольствие!

Когда вы закончите, повесьте то, что у вас всех получилось, отступите назад и посмотрите на результат вместе. С абсолютно открытой душой попросите вашего ребенка рассказать вам о его творении. Никогда не предполагайте, что вы знаете, каковы объекты на самом деле и какое повествование стоит за ними. Позвольте смыслу прийти к вам от ребенка. Пусть каждый также расскажет о своем творении: «О чем твой рисунок?», «Есть ли у него какая-либо история?». Обсудите свои творения друг с другом — что вам это напоминает, какие чувства у вас это вызывает. Так вы можете узнать что-то, что связано с вашим диабетическим опытом. Создайте диалог в игривой атмосфере «истории времени», поддержите беседу на уровне детей и оставайтесь в курсе того, что им может понадобиться — уверенность, понимание, одобрение, признание.

Продолжительность и глубина разговора могут варьировать в зависимости от возраста и личности ребенка, но даже короткий диалог — это приглашение к диалогу в будущем. Помните, что некоторые дети не захотят много рассказывать, и это тоже нормально. В конце концов смысл всего этого заключается в том, чтобы рассказать историю о диабете, поэтому искусство может сказать само за себя все, что нужно. Наконец, диабет может быть «уродливым» заболеванием, но искусство привнесет в него свою красоту.

Читать

Незваный гость: заключая мир с диабетом

Автор: Лео Браун (перевод Ксении Судоргиной) | Источник: asweetlife.org

«Я ненавижу диабет! Ненавижу! Диабет — отстой. Это трудно. Я не могу быть идеальным». Звучит знакомо? Позвольте мне немного отступить и перефразировать. Диабет — это часть меня. Мы застряли с ним вместе. Я не выбирал проблемную поджелудочную железу, но она такая, какая есть. Если бы не диабет, я бы никогда не думал об уколах инсулина или проколах пальцев, а их подушечки не были бы жесткими, в мелкую крапинку. Наверное, мне надо почаще менять ланцет. И вам тоже?

Я бы ничего не знал о гликированном гемоглобине. Я бы не ждал, нервничая, заключения врача, выкладывая начистоту всю правду о моих сахарах за последние несколько месяцев. Иллюзия контроля может пострадать от этого. Вы когда-нибудь чувствовали себя беспомощным и обманутым из-за того, что все ваши старания пошли коту под хвост? Возможно, мои попытки контролировать уровень сахара крови защищают меня от менее приятного развития событий. Я стараюсь об этом помнить.

Если бы не диабет, я бы и не знал, как работает (или не работает) моя поджелудочная железа или зачем она мне вообще. Я бы не знал об эндокринной системе и о том, что бета-клетки должны производить инсулин, какова его функция, не знал бы о влиянии столь многих биохимических процессов друг на друга: оказывается, когда я выжимаю из себя все соки и пробегаю дистанцию на максимальной для меня скорости, моя прекрасно функционирующая печень выбрасывает гликоген. А от этого подскакивает мой уровень сахара. Чем больше я знаю о своем теле, тем лучше могу помочь себе и защитить себя. Я могу задавать более точные вопросы. И в жизни будет меньше сюрпризов.

Когда мои друзья видят, как избирательно я подхожу к еде, они поражаются тому, что я принимаю во внимание каждый кусочек. Диабет — это больше, чем любая полноценная работа. Нет ни перерывов, ни отпуска, ни отдыха. Мое тело точно знает, что я сделал, и оно методично реагирует на все, без исключений. Как HTML-код, оно точно визуализирует результат согласно введенным данным: нет случайной или беспричинной реакции, даже если я не понимаю, что произошло. Несмотря на это, мне приходится разбираться с последствиями. Когда мне в возрасте 19 лет поставили сахарный диабет, я больше не мог есть мамино печенье с шоколадными крошками. Это печенье было важнейшей деталью моего детства и, более того, нашей семейной традицией. Теплый аромат тающего шоколада и хрустящие края манили через весь дом на кухню за заслуженным десертом. Я даже и не думал, что всего лишь два года спустя это печенье будет предано забвению и станет только неясным воспоминанием. Когда моя старшая сестра узнала, что я больше не буду есть белейшие булочки для хот-дога (да и другие рафинированные продукты), она обняла меня и сказала: «Эх, придется тебе взять и повзрослеть!».

Диабет пришел в мою жизнь внезапно, когда я переезжал в колледж, устроившись прямо посреди моих пищевых привычек, моей социальной жизни, моих мыслей, моей личности. Он пришел незваным гостем, и он никогда не уйдет. Мою друзья удивляются, что для меня измерение сахара крови — обычная рутина. Что в большинстве случаев я знаю, какой у меня сейчас сахар, в какую минуту ни спроси. И хотя я не могу все предвидеть или идеально отреагировать на каждый подъем или понижение сахара, я могу внимательно и терпеливо слушать свое тело. Как только я стал выбирать еду, которая требует меньше инсулина, мои друзья обратили на это внимание. Не раз и не два я слышал о том, что кто-то хотел бы равняться на мой стиль питания. Мои друзья восхищаются моим вниманием и решимостью, когда я делаю свой выбор.

Диабет стал частью моей личности. Эта болезнь гораздо больше, чем просто неудобство, бремя или противник. Диабет открыл мне глаза на невероятную красоту реакций моего тела на мои действия. Это тяжелый, но важный урок. Когда моя сестра сказала, что я должен взять и повзрослеть, я потерял немного беззаботной наивности. Я съел свою последнюю булочку. Но это не только потери. Или, лучше сказать, не все изменения негативны. Я утратил свое невежество, бесцеремонное отношение к своему телу, свой комплекс неуязвимости. Я не всегда буду делать правильный выбор, но я могу так много получить, пытаясь, бросая себе вызов, намеренно выбирая лучшее для себя. Вместо того чтобы избегать и бояться поддаться соблазну и тяге, я учусь ожидать, управлять и в дальнейшем отпускать эти чувства. Я учусь внимательно прислушиваться к своему телу. Вы когда-нибудь ели хот-дог, но не в булочке, а на подушке из рукколы, сбрызнутой оливковым маслом с капелькой горчицы и поджаренными семечками? Не самая плохая судьба.

Диабет — это часть меня. Он пришел в мою жизнь незваным гостем и помог мне стать тем, кто я есть. Мы с ним будем идти нашей дорогой. Я не ненавижу того, кем я стал. Я не могу ненавидеть диабет.Я не могу ненавидеть себя.

Читать

Особенности психологического взаимодействия родителей с детьми, имеющими заболевание сахарный диабет

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого ВОЗ как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Психическое здоровье при этом включает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Сахарный диабет (СД) относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний, которое в той или иной степени приводит к эмоциональной неустойчивости ребенка, вызывая нарушения поведения, дезорганизует жизнь ребенка в семье и школе.

Сахарный диабет ломает привычные жизненные стереотипы и резко меняет привычный уклад жизни не только заболевшего ребенка, но и всей семьи. При этом успех лечения СД во многом зависит от уровня социально психологической адаптации больного, особенностей его эмоционального реагирования, правильного отношения к болезни, отношения родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию.

Заболевший ребенок, как правило, наполнен различного рода ограничениями в диете и режиме. Страдающему сахарным диабетом ребенку не просто поехать на экскурсию или за город, учителя физкультуры отказывают от участия в уроках детям, больным сахарным диабетом. Поэтому при сравнении себя со здоровыми детьми у больного ребенка создается впечатление, что он не такой, как все, у него нарастает чувство неуверенности в своих действиях и поступках, понижается самооценка, он становится подавленным и грустным. При таком настроении трудно рассчитывать на эффективный и благоприятный исход заболевания. В детском возрасте чаще возникает инсулинозависимый сахарный диабет, при котором ребенку необходима ежедневная инъекция инсулина.

Под влиянием болезни у детей наблюдаются повышение тревожности, тенденция к уходу от ответственности, склонность к психосоматическим реакциям, астения, а также изменения личности, выражающиеся в заостренности таких характерологических черт, как чувствительность, склонность к фантазиям, ранимость, неуравновешенность, возбудимость, беспокойство, высокая фрустрированность и эмоциональная неустойчивость в сочетании с плохим контролем данных проявлений. Данные изменения являются психологическими факторами риска нарушений адаптации (психического здоровья).

Помощь и поддержку заболевшему может оказать его семья. Родителям важно представлять себе причины и последствия тех или иных взаимоотношений, поскольку они могут повлиять на ход самоконтроля при сахарном диабете. Самоконтроль при сахарном диабете становится постоянной необходимостью для ребенка: контроль своего физического состояния, контроль сахара в крови, контроль потребляемых углеводов с пищей и т.д.

Гиперопека. При таком типе взаимоотношений родители жестко контролируют ребенка. «Шаг вправо, шаг влево – расстрел». Часто мать, которой трудно избавиться от чувства вины перед больным ребенком, бросает работу и всю себя отдает ему. Все время у родителей уходит на создание особых условий жизни для своего ребенка. Родители полностью (и достаточно успешно) контролируют сахарный диабет у сына или дочери, но при этом полностью подавляют какую-либо инициативу с их стороны и не отпускают от себя ни на шаг. Если характер у ребенка слабый, то он подчинится родителям и полностью откажется от ответственности в вопросах самоконтроля своего сахарного диабета. Получается, что сахарный диабет - это проблема родителей, а сам ребенок как бы не при чем. Он не в состоянии выполнить даже самые простые мероприятия для поддержания нормального самочувствия. Так чрезмерная опека матери может навредить ребенку в случае возможной ситуации гипогликемии (повышенного уровня сахара в крови) в школе, в том случае, если ребенок самостоятельно не сможет оказать себе помощь или обратиться за ней к учителю либо одноклассникам. Гораздо проще и полезнее научить ребенка всем необходимым правилам поведения в подобных ситуациях. Чем больше родители доверяют своему ребенку, тем большую ответственность чувствует он сам. Один восьмилетний пациент сказал маме, волнующейся по поводу сахара у него в кармане: «Я же не ем сахар дома, хотя знаю, где ты его прячешь». Мама впоследствии перестала прятать сладости от сына. Этот случай показывает, что иногда надо просто высказать свои опасения вслух, обсудить их с ребенком. Не надо бояться доверять детям. Если у ребенка достаточно сильный характер, то, рано или поздно, он вырвется из-под надоевшей опеки (скорее всего в подростковом возрасте). Этот разрыв будет очень болезненным, как для родителей, так и для ребенка. Хорошо, если такая ситуация не приведет к резкой декомпенсации заболевания. Известен случай, когда девочка-подросток убежала из дома, поскольку родители никуда не отпускали ее одну, а у нее появился молодой человек. Самостоятельно контролировать свое заболевание она не могла, не умела. Ссора с родителями привела к тяжелым последствиям болезни.

Часто родители, из лучших побуждений, насильно навязывают ребенку определенный образ жизни под лозунгом: «Я лучше знаю, что для тебя хорошо, а что нет». Сам же ребенок не понимает, для чего ему выполнять все то, чем его «пичкают» родители. Необходимо так строить взаимодействие с ребенком, чтобы он понимал, для чего ему необходимо соблюдение медицинских рекомендаций.

Родители могут впадать в другую крайность. Решив передать часть ответственности ребенку, они начинают всячески поощрять его «достижения». А в случае декомпенсации наказывают его. То есть выполнение рекомендаций по образу жизни с сахарным диабетом становится предметом поощрения. «Сделал инсулин - молодец - съешь конфетку. Повысился сахар в крови - иди в угол». Это недопустимо! Ребенок должен осознавать, что компенсированное течение сахарного диабета позволит ему в настоящее время и во взрослой жизни вести нормальный, привычный образ жизни. Хорошее здоровье поможет достигнуть своих личных жизненных целей. Если родители постоянно подчеркивают, что для них самым важным достижением ребенка является именно нормализация уровня сахара в крови, то маленький человек начинает этим пользоваться. В таком случае заболевание становится для ребенка средством, при помощи которого он добивается выполнения своих капризов: «Не купили велосипед - получайте кетоацидоз (осложнение при сахарном диабете)».

Наиболее разумными являются отношения партнерства между родителем и его ребенком. По другому можно сказать, что это взаимоотношения конструктивного сотрудничества. Лозунгом взаимоотношений такого типа является фраза: «Не жалеть, а помогать». При этом родители мягко направляют ребенка, но не лишают его самостоятельности. «Я объясню тебе, каким образом это нужно сделать, но делать ты должен сам». Часто родители спрашивают: «С какого возраста можно доверить ребенку самому делать себе инъекции инсулина?» Чем раньше это произойдет, тем лучше и для него и для всей семьи. Конечно, на первых порах важно контролировать правильность выполнения инъекции, но не менее важно научить ребенка делать это самостоятельно. Считается, что в десятилетнем возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен и можно доверить ему выполнение этой процедуры. Не стоит бояться доверять своему ребенку. Очень часто родители так сильно опекают своего заболевшего ребенка, что продолжают делать ему уколы даже тогда, когда он в состоянии делать их сам. Это не приведет к хорошей компенсации сахарного диабета. Любой человек должен быть адаптирован в том мире, в котором он живет. Вряд ли можно назвать хорошей компенсацией сахарного диабета ситуацию, при которой «ребенка» постоянно водят за руку после 12-ти лет. Такая ситуация может иметь негативные последствия как для родителей, так и для ребенка. Повзрослевший ребенок в определенном возрасте захочет быть самостоятельным и иметь такую же степень свободы, как и его ровесники. Он может даже убежать из дома, чтобы доказать, что он уже взрослый. Если он умеет контролировать свой диабет самостоятельно и знает все правила поведения в той или иной ситуации, связанной с его заболеванием, то ничего страшного с ним не произойдет. Но если всю ответственность за диабет ребенка брали на себя родители, то может произойти непоправимое, поскольку ребенок не сможет сам контролировать свое состояние. Важно научить ребенка всему, что знают сами родители. Взрослым может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не стоит бояться, что он сделает ошибку. На самом деле, исследования врачей показывают, что уровень знаний ребенка о сахарном диабете со временем начинает превышать уровень знаний родителей. Другими словами только он сам способен адекватно оценивать свое состояние, поскольку он лучше всех знает особенности своего организма. Когда ребенок повзрослеет, то разумнее всего дать ему возможность стать самостоятельным.

Советы для детей с сахарным диабетом и их близким.

1. Необходимо как можно раньше начать обучение. Это очень важно. Только в школе для пациентов с сахарным диабетом ребенок перестанет чувствовать себя одиноким и поймет, что множество людей во всем мире успешно преодолевают те трудности, с которыми столкнулся и он.

2. Обучение должны пройти все члены семьи (может быть, и друзья ребенка). Это поможет всем продолжать нормальный образ жизни; предотвратит конфликты между родственниками по вопросам выбора методов лечения.

3. Не нужно создавать ребенку с сахарным диабетом особые условия. Он должен посещать свою школу, иметь возможность общаться с друзьями, продолжать занятия музыкой или спортом или другим делом (тем, что ему нравится), которым он занимался до начала болезни.

4. Если заболевший впал в депрессию и не видит смысла в жизни, то постарайтесь помочь ему найти цель в будущем, для достижения которой важно сохранять хорошее здоровье.

5. Важно помнить, что любые показатели состояния здоровья являются только руководством к действию, а не поводом для радости или огорчения.

6. Помогите заболевшему ребенку самому взять в руки самоконтроль, когда он достаточно повзрослеет для этого. Он должен обрести некую жизненную самостоятельность. Научите ребенка всему тому, что знаете сами. Хотя родителям может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не бойтесь, что он сделает ошибку. Вы только должны доверить ему эту самостоятельность.

И помните: есть человек в Диабете, а есть Человек с диабетом. Надо стремиться ко второму, поскольку только такое понимание своего заболевания поможет прожить долгую и полноценную жизнь. При выполнении правил жизни с сахарным диабетом человек перестает, по сути дела, болеть диабетом, т.к. все показатели здоровья у него будут такими же, как и у здорового человека. Останется только вести правильный образ жизни, который направлен на достижение этого результата.

Читать

Разве психолог мне поможет?

Автор: Татьяна Загоровская, психолог

Иногда на приёме врач-эндокринолог просит пациента сходить к психологу. И всё! Почти никаких рекомендаций, просмотров дневника, советов по улучшению самоконтроля. Человек с диабетом возмущенно выходит и злится. «Как мне поможет психолог? Мне сахара наладить надо! А он меня к психологу отправляет. Я не псих!»

Объясню логику и мудрость врача-эндокринолога, «отправляющего» своего пациента к психологу.

Ситуация №1.Общеизвестный факт устройства психики человека: единовременно человек может испытывать только одну эмоцию, думать – одну мысль. Другие в этот момент отходят на задний план. Так проявляются фигура и фон. Фигура – то, что находится в фокусе внимания, самое острое, самое важное на данный момент. Фон – то, что второстепенно, может подождать. Фигура – это наши самые актуальные переживания, например, страх, чувство вины, радость по какому-то поводу. И когда мы испытываем одно чувство, другие уходят на задний план – в фон. Получается, что когда человек опасается за свое будущее, боится гипогликемии или возможности осложнений, испытывает вину или стыдится своего заболевания, то он не может уделять достаточно времени и сил конструктивному мышлению, принятию решений, усвоению информации. Он может только бояться или стыдиться. Поэтому мотивация страхом либо слишком кратковременна, либо не эффективна вовсе. Нормальное восприятие и усвоение информации начинается в спокойном состоянии. Поэтому врач-эндокринолог, который попросил своего пациента пойти к психологу, поступает грамотно: он видит, что человек боится или стесняется своего диабета настолько, что не может усвоить его рекомендации.

Ситуация №2. Выгорание после длительного стажа диабета. Человек давно принял свое заболевание и уже не первый год лечится. Но в какой-то момент замечает, что стал пропускать замеры сахара или инъекции инсулина, стал иногда переедать и не рассчитывать правильно дозу, уставать от одной только мысли о диабете, как будто «забывать» о том, что обычно и привычно делал. Отношение к диабету меняется при этом от апатии до агрессии. Это эмоциональное выгорание. С ним также работает психолог.

Ситуация №3. Страхов немного, выгорания нет. Но есть переживания: Как меня, болеющего диабетом, примет окружение? Что будет, если увидят помпу? Как мне рассказать друзьям или любимому человеку о своем диагнозе? Справлюсь я или нет с каждодневными обязанностями по управлению диабетом? Как замотивировать себя на лечение? Как жить полноценно и радоваться? Все эти темы – повод обратиться к психологу, чтобы разобраться с ними и действительно начать или продолжить (как и до появления диабета) полноценную жизнь.

Ситуация №4. Вы мама или папа ребенка с диабетом. Вам страшно за его будущее. Вы видите, что ребенок не понимает серьезность заболевания и противится уколам и инъекциям. Вы переживаете, пытаетесь и не можете найти общий язык с ребенком и донести до него всю важность управления диабетом. Психолог в этой ситуации поможет понимать ребенка и говорить с ним на понятном ему языке, а также доносить свои мысли и идеи до него, сохраняя теплые отношения.

Грамотный разбор и решение всех перечисленных выше ситуаций очень сильно влияет на спокойствие, мотивацию лечиться, уважение к себе. Таким образом, вы улучшаете отношения с диабетом, налаживаете сахара, продлеваете здоровую и счастливую жизнь. Вот так психолог может помочь наладить управление диабетом и улучшить результаты лечения. Не верите – проверьте!

Читать

Советы родителям подростков с сахарным диабетом 1 типа

Подростковый возраст является переломной стадией развития в жизни каждого человека. В этот период подростки стремятся стать независимыми, свободными от родителей и других взрослых. В подростковом возрасте мнение друзей и сверстников превалирует над мнением семьи. И конечно, наличие сахарного диабета только усложняет взаимоотношения родителей и подростков. Ниже приведены советы психологов, занимающихся проблемами подростков с сахарным диабетом. Надеемся, что они помогут Вам наладить контакт со своими детьми, по-новому взглянуть на имеющиеся или предотвратить возможные проблемы, а также улучшить качество контроля сахарного диабета.

1. Не контролируйте подростка каждую минуту, но при этом не оставляйте его один на один с сахарным диабетом.

Быть родителем подростка с сахарным диабетом – это очень тяжелая работа. Помимо того, что нужно знать, где он (или она), с кем, когда вернется домой, также необходимо контролировать, как часто Ваш ребенок измеряет глюкозу крови, как рассчитывает дозы инсулина, делает ли инъекции инсулина перед едой и так далее. Знать все это просто необходимо, потому что, во-первых, подросткам очень сложно контролировать сахарный диабет без помощи и надзора со стороны взрослых, так как они еще не достигли достаточной когнитивной и эмоциональной зрелости и подчас не могут принимать трезвые, осознанные решения. К слову сказать, даже взрослые с сахарным диабетом не всегда могут правильно оценить ситуацию и принять верное решение, так что же мы хотим от подростков, у которых помимо сахарного диабета, в этот период жизни появляется множество других проблем со школой, сверстниками, а также опыт первых отношений. Во-вторых, совместный контроль сахарного диабета помогает Вашему ребенку не чувствовать себя одиноким и беспомощным перед таким серьезным заболеванием как сахарный диабет. Но если Ваш контроль переходит в критику и указания что и как нужно делать, то данная модель поведения приведет только к увеличению числа конфликтов, потере доверия между вами, лишению подростка самостоятельности и, как следствие, ухудшению контроля сахарного диабета. Единственный способ найти баланс – это обсудить со своим ребенком, каким он видит Ваше участие в контроле сахарного диабета, а также высказать свою позицию.

2. Снижайте частоту конфликтов, не прибегая к наказаниям.

Частые конфликты в семье приводят к ухудшению течения сахарного диабета. Как было доказано, уговоры, убеждения, чтение нотаций – не работают с подростками (на самом деле, ни с кем эти методы не работают). Угрозы, наказания или другой вид насилия также не эффективны. Все эти тактики только способствуют эскалации конфликта. Быть умным родителем – это значить избегать повторений снова и снова. Скажите что-либо один или два раза. Уважайте интеллект Вашего ребенка. Если он Вас не слушается – это не значит, что он Вас не понимает. Он просто не хочет это делать по своим причинам. Поговорите с ним, выясните проблему, послушайте мнение подростка и постарайтесь привести грамотные доводы.

3. Сопереживайте, а не жалейте

Как давно Вы говорили своему ребенку, как цените то, что он так хорошо справляется с сахарным диабетом? Как Вы уважаете его и поражены его выносливостью и стойкостью перед болезнью? Даже если Вы считаете, что, в целом, у вашего ребенка не очень хороший контроль сахарного диабета, безусловно, можно отметить пункты, которые Ваш ребенок выполняет регулярно или правильно. Похвалите его за это. Покажите, что Вы понимаете, как трудно контролировать сахарный диабет, как сложно жить подростку с сахарным диабетом. Не бойтесь говорить об этом, это сопереживание, а не жалость. И обязательно говорите, что Вы готовы его во всем поддержать, что он может обратиться к Вам за помощью в любой момент.

4. Помните, что в первую очередь, это Ваш ребенок, а не больной с сахарным диабетом.

Очень часто, когда родители спрашивают: «Как дела?», они имеют в виду: «Какой у тебя уровень глюкозы?». И все общение ограничивается только проблемами сахарного диабета. И это тоже никак не способствует сплоченности семьи. Рассказывайте Вашему ребенку о себе, о работе. Спрашивайте о друзьях, о том, как прошел его (или ее) день. Предложите пойти вместе в кино, боулинг или торговый центр. Конечно, скорее всего, Ваш ребенок откажется, ведь он же подросток, и ему интересней проводить время с друзьями. Но таким образом, Вы даете ему почувствовать, что он важен для Вас не только с точки зрения его физического состояния.

5. Разделите ответственность.

Обычно родители предполагают, что подростки достаточно независимы для того, чтобы самостоятельно контролировать сахарный диабет. Это звучит как «Он у меня сам все делает, я не вмешиваюсь». Но в исследованиях было показано, что хорошего гликемического контроля в данной возрастной группе можно достичь только при совместном ведении сахарного диабета. Так как сахарный диабет – это слишком тяжелое заболевание для одного человека, особенно, если он так молод. Необходим постепенный переход от ведения сахарного диабета совместно с родителями к самостоятельному контролю заболевания (рис.1). В данном вопросе не существует четких временных границ, постарайтесь постепенно перекладывать отдельные функции и манипуляции под ответственность самого подростка и следить за качеством гликемического контроля, уровнем гликированного гемоглобина.


Рис.1. Степень участия семьи в контроле за сахарным диабетом 1 типа (адапт. из Garvey KC, Markowitz JT, Laffel L. Transition to Adult Care for Youth with Type 1 Diabetes. Current Diabetes Reports 2012)

6. Не пытайтесь напугать подростков рассказами о хронических осложнениях диабета (об ампутациях ног и так далее).

Этот пункт относится не только к подросткам, но так же и ко всем людям с сахарным диабетом. Страх не должен являться мотивационным фактором. А что касается подростков, то для них особенно важно то, что происходит здесь и сейчас, и они совершенно не думают, что случиться с ними через 20 лет. И если Вы будете говорить о том, как высокий уровень глюкозы крови повреждает сосуды в глазах или почках, то подросток просто пропустит всю информацию мимо ушей. Постарайтесь найти другую мотивацию, например, скажите, что разрешите ему учиться водить машину, если у него будет хороший контроль гликемии.

7. Не ругайте, если видите высокие или низкие цифры на глюкометре.

Уровень глюкозы крови зависит от многих факторов, и порой очень сложно учесть их все. Вместо того чтобы ругать, лучше сконцентрируйтесь на том, что нужно сделать сейчас. А после спокойно разберите возможные проблемы случившегося. Но главное, поймите, что уровень глюкозы крови не может быть постоянно идеальным, неважно как сильно Вы или Ваш ребенок стараетесь контролировать сахарный диабет. У всех бывают плохие дни, у всех периодически сахарный диабет выходит из-под контроля, и это нормально. Главное в такие моменты не впадать в отчаяние.

9. Не ограничивайте физическую или социальную активность подростка из-за наличия сахарного диабета.

Не думайте сами и не позволяйте окружающим думать, что Ваш ребенок больной или ни на что не способный. Он такой же, как и другие и может добиться всего, чего сам пожелает. Ограничения в физической нагрузке или школьных экскурсиях только подчеркивают различия и могут способствовать ощущению, что подросток с сахарным диабетом хуже других. Поощряйте Ваших детей принимать участие в стольких внеклассных видах деятельности и спорте, сколько они хотят, и насколько позволяет им их расписание. Эти виды деятельности способны повысить самоуважение и дать ощущение, что они способны на многое.

Читать

В мире игры ROBLOX можно побывать кем угодно, даже диабетиком! 🔵💥Встретимся там? Всем дадеткам ПРИВЕТ!!

Video preview

Блог ведет психолог и мама Диадетки Екатерина Дудинская

Заметки психолога